Что будет с топливом? (часть 1)

Топливо и доллары

Сегодня даже самому последнему хомячку понятно, что наша страна свалилась в экономический кризис. Мы можем тешить себя иллюзиями, что Центральный Банк спасет рубль от падения, Президент и Правительство сделают всё, что в их силах для поддержки производства. Однако, сначала хотелось бы понять главные причины кризиса. Об этом наша статья. Только экономика, никакой политики!

Давайте не будем себя обманывать и скажем, что вся экономика России зависит от углеводородов: нефти и газа. Именно они являются основным экспортым товаром России. Этот экспорт через налоги и акцизы наполняет бюджет страны, идет на закупку товаров народного потребления, нефтегазового оборудования и т.д.

Доля нефти и газа в ВВП страны не превышала 26% за последние 25 лет. Нефтегазовая индустрия (трубы, оборудование) - еще 14,5%. Всего около 40% ВВП. Скромно не так ли? Однако всё не так просто. Оставшиеся 60% ВВП также зависят от нефти и цен на нее. Например, 29% ВВП дает торговля, 60% которой осуществляется за счет поступлений от экспорта углеводородов. Получается, что еще 17,5% ВВП зависит от нефти. Еще около 20% ВВП - это бюджетные расходы, который, в свою очередь, на 60% наполняется за счет НДПИ, НДС, акцизов и экспортных пошлин на углеводороды. Это еще 13%.

Получается, что 57% ВВП страны нефтезависимы. А ведь нефтедоллары вкладываются в виде инвестиций в другие сектора экономики. Их трудно подсчитать, но по самым скромным оценкам таковых наберется еще 10-12%. Итого получаем цифру 65-70%!

Можно конечно начать спорить, но давайте посмотрим на след. график:

Зависимость ВВП России от цен на нефть

Даже слепой заметит почти полную корреляцию доходов бюджета и цены на нефть. Это говорит о полной зависимости нашей экономики от нефти и газа.

В этой связи следует вспомнить, что Россия это всего лишь 3,4% (данные за 2013 г.) мирового ВВП и сильно повлиять на мировые цены на нефть и газ не в состоянии. Что же на них влияет? Ответ - мировая конъюнктура.

Мировая конъюнктура

Самыми крупными импортерами нефти в 2012 г. являлись: США – 10,3 млн. барр./сутки и ЕЭС – 15 млн. барр./сутки., крупнейшими экспортерами: Саудовская Аравия – 7,6 млн. барр./сутки и Россия - 5,0 млн. барр./сутки. Эти цифры радовали нас до поры, когда США не принялись реализовывать новую энергетическую политику, а именно сокращать импорт нефти, заменяя ее на свою собственную или другие, более чистые источники энергии.

Закон о приоритетных направлениях развития экономики США в котором четко обозначен отказ от импорта нефти был принят еще в 2005 г. Конгрессом США. Наши же госчиновники только улыбались и рассказывали сказки про невозможность такого поворота событий. Теперь посмотрим, что из этого получилось:

Производство и импорт нефти в США

Видно, что США не просто сократили импорт, но и вернулись к объемам добычи нефти двадцатипятилетней давности. К чему это мы? А к тому, что вследствие этого, спрос на нефть в мире сильно сократился. Также не оправдались надежды связанные с Китаем и Индией. Их экономическое развитие сильно замедлилось в 2015 году.

И наоборот, в мире стало добываться еще больше нефти. Так, Иран уже забил под завязку все свои нефтехранилища и готов предложить около 1 млн. баррелей ежедневно. Страны ОПЕК также не собираются сокращать добываемые объемы. Страны нефтедобытчики только призывают друг друга сократить добычу, хотя сами этого делать не собираются, не хотят терять долю рынка.

Возникла ситуация, когда нефти в мире производится 94 млн. баррелей в день, хотя спрос есть только на 90 млн. баррелей. Хранить добытую нефть негде, все хранилища заняты, а строить новые очень дорого. Вот объективные источники падения мировых цен на нефть.

Тенденции

Но смотреть на графики и понимать подоплеку всего происходящего - разные вещи. Мы уже поняли, что нефтяной рынок - это рынок покупателя, а значит цены будут и дальше ползти вниз пока спрос и предложение не сбалансируются или не случится очередная война на Ближнем Востоке. Однако, возникают вполне резонные вопросы:

Зачем добывать такие объемы нефти, если по современным ценам это не совсем выгодно?

Почему бы не ограничить добычу, дождавшись приличных цен так, как сделала ОПЕК в 2009 году?

Возможно, добытчики нефти знают что-то такое, о чем мы не догадываемся? Например, что нефть не подорожает никогда и надо успеть вскочить на уходящий поезд. Это утверждение кажется нелепым только на первый взгляд. Однако, давайте разберемся...

  • Развитие мировой экономики подчиняется 15-летним циклам. Так предыдущий период характеризовался дешевым долларом (низкой процентной ставкой ФРС), высокими ценами на сырье, высокими темпами развития сырьевых экономик, экспортом капитала в развивающиеся страны. Теперь ситуация изменилась. ФРС объявила о грядущем повышении учетной ставки (дорогой доллар), капиталы побежали в обратном направлении, сырьевые экономики впали в депрессию, цены на сырье упали.

  • Цены упали не только из-за сокращения спроса со стороны развивающихся стран, но и потому, что развитые страны всё больше заботятся об экологии и возобновляемых источниках энергии. Так США, стараясь заменить импорт энергоресурсов внутренними источниками энергии, обложило нефтяников по полной, инвестируя огромные средства в развитие зеленой энергетики. Получается, что США не нужна собственная нефть, им нужны чистые источники энергии. Так правительство США инвестировало значительные средства в разработку эффективных солнечных панелей. В результате цены на них упали с 76$ за ватт в 1977 г. до 0.3$ за ватт в 2015. К 2025 году чистая энергетика должна обеспечить более 20% потребляемой энергии.

  • Европа также помешана на экологии. Так Дания уже производит 47% электроэнергии с помощью ветрогенераторов, в Германии и Франции ударными темпами развивается солнечная энергетика. Производство чистой электроэнергии за последние 5 лет растет с темпом в 17% в год. Европа хочет избавиться от российского газа не потому, что Россия плохая, а потому, что хочет избавиться от любого газа! Это не только экология, но и энергетическия независимость.

  • Электричество из возобновляемых источников - вот будущее. Так в США на данный момент функционируют 10566 высокоскоростных электрических заправок и 26157 заправочных терминалов. В Европе к 2020 году их будет около 250000. Многие автопроизводители рассматривают электромобили как возможность завоевания будущего рынка. И это неспроста! По предварительным прогнозам, смена парадигмы автомобилестроения произойдет в ближайшие 15-20 лет. И этому есть подтверждения. Так например, акции компании Tesla Motors, выпускающей самый известный электромобиль Tesla Model S выросли за пять лет на 1200% тогда, как индекс NASDAQ-100 вырос за это время лишь на 180%. Получается, что Tesla уже сегодня самая быстрорастущая компания в мире.

  • Мы привыкли думать, что Китай - это огромная, технологически отсталая страна, сжигающая уголь и задыхающаяся в смоге. Так было, но и Китай не стоит на месте. Огромные средства вкладываются в разработку высокоэффективных аккумуляторов, солнечных панелей, уже выпускается первый китайский электромобиль. В КНР прекрасно понимают, что будущее Китая да и всего мира за чистыми энергетическими технологиями.

  • Что же с промышленной энергетикой? Тут всё не так скоро. Но в Европе уже строится первый в мире экспериментальный термоядерный реактор ITER, который заработает в 2023 году. Причем это не просто эксперимент, ITER - это промышленный реактор с положительным энергетическим сальдо мощностью около 3 гигаватт. Для сравнения, мощность Красноярской ГЭС - 6 гигаватт. Понимаете, что это значит? Если ITER заработает так, как расчитывают инженеры и ученые, дни углеводородной и ядерной энергетики будут сочтены.

Нефть конечно же никуда не денется, её добыча продолжится. Однако, вместо транспорта основной сферой её потребления станет индустрия. Сейчас её доля в общем потреблении около 30%, остальные 70% сжигается в виде топлива. Только представьте себе падение спроса и цен соответственно! Какие уж тут перспективы роста?

Впрочем, нас, потребителей дизельного топлива и бензина мало волнуют колебания мировых цен на сырую нефть. Ведь если цены падают, значит они падают и на все виды моторных топлив? И любое падение цен на нефть нам на руку. С виду всё верно, однако не надо забывать, что мы живем в России. А здесь всё обстоит по-другому. Как? Об этом читайте во второй статье.

Нефть и нефтехимия


Продолжение





Топливная компания "Бисойл" - оптовые поставки дизтоплива и бензина по Москве и области.

БИСОЙЛ - контактный телефон +7 495 669-39-76



Доставка топлива по Странам и регионам. Флаги

Новости отрасли:

Динамика потребительских цен на бензин и дизельное топливо ( март 2014 г.) в %

Динамика цен на дизтопливо и др. нефтепродукты

Средние потребительские цены по России (январь 2015):
Бензин АИ80 - 30,79 руб.
Бензин АИ92 - 32,35 руб.
Бензин АИ95 - 35,16 руб.
Дизтопливо   - 34,46 руб.

Средние потребительские цены по Москве (январь 2015):
Бензин АИ80 - ........ руб.
Бензин АИ92 - 32,67 руб.
Бензин АИ95 - 35,59 руб.
Дизтопливо   - 34,41 руб.