Что будет с топливом? (часть 2)

Топливо и доллары

Для того, чтобы ответить на главный вопрос статьи и сделать какие-то прогнозы, надо вспомнить, что было у нас в стране до 2014 года. Речь конечно же о переработке нефти, топливной индустрии, ценах на моторное топливо и конъюнктуре рынка. Начнем с далекого 2007 года. Итак...

Россия является крупнейшим экспортером нефти и нефтепродуктов низкого передела (мазут). Одновременно в стране ощущается дефицит высокопередельных нефтепродуктов - высокооктанового бензина, экологически чистого дизельного топлива, моторных масел. Такое положение сложилось по двум причинам:

  • Технологическая отсталость нефтеперерабатывающей отрасли, а также сохранение внутреннего спроса на низкопередельные нефтепродукты такие, как мазут. Повышение доли светлых нефтепродуктов в структуре переработки нефти требует значительных инвестиций в модернизацию НПЗ.

  • При текущей системе налогообложения, экспорт сырой нефти и мазута выгоднее экспорта нефтепродуктов высокого передела. Мировая цена на нефть Urals в начале 2007 г. была 50$/баррель, в сентябре уже 73,8$/баррель и продолжала расти. Прибыль от экспорта нефти оценивалась в 187$/т, а от переработки нефти - в 171$/т.

Согласитесь, в такой ситуации надо быть идиотом чтобы инвестировать в нефтепереработку. Но такая ситуация длилась не долго...

Кризис 2008 года

Цены на нефть продолжали расти влоть до октября 2008 г., когда вдруг всё изменилось. Цены упали с 94$ до 53$ за баррель. Экспортеры сырой нефти, в том числе и Россия, понесли значительные потери. На этом фоне, экспорт светлых нефтепродуктов стал более рентабельным. К тому же изменился внутренний рынок, новые иномарки требовали хорошего, современного топлива. А это спрос!

И самое главное. Если раньше нефтегазовые компании с пренебрежением относились к внутреннему рынку, то теперь поняли, что все свои экспортные потери можно возместить здесь, внутри России. С этого момента начинается рост инвестиций в переработку нефти и модернизацию устаревших НПЗ.

Инвестиции в ТЭК

Впрочем, кризис не продлился долго. В конце 2009 г. мировые цены вновь начинают расти и в 2011 г. переваливают отметку 85$ за баррель (Urals).

Сытые годы

Это период с 2011 по 2013 год. Он характеризуется ростом мировых цен на сырую нефть и, соответственно ростом рентабельности экспорта. Но это еще не всё. Растет не только экспорт сырой нефти из России, растет также переработка и внутреннее потребление светлых нефтепродуктов. Этому способствуют не только инвестиции в отрасль, но и повышение внутренних цен. Последние никак не коррелируют с мировыми, но, по словам чиновников, прекрасно коррелируют с ценой на сырую нефть. Замечательно, не так ли?

внутренние цены на бензин и дизтопливо
мировые цены на бензин и дизтопливо

Трудно понять кого следует обвинять в такой ситуации. Государство, с одной стороны, обдирает нефтяников как липку, вводя всё новые налоги, акцизы. Оно и понятно, ведь нефтегазовая отрасль - практически единственный источник валюты. С другой стороны, сами нефтяники при любой удобной ситуации стараются повысить внутренние цены на топливо. И им плевать, что будет с остальной экономикой, которая всё это время находилась в состоянии стагнации.

2013-й и дальше...

И вот наконец настал 2013 год. Цены на энергоносители поползли вниз, экспортные доходы трейдеров сократились, а Государство и не думало сокращать расходы бюджета. Оно ввело новые налоги: акцизы, налог на пользование природными ископаемыми и т.п. По мнению Д. Медведева эти меры должны были привести к более полной переработке нефти внутри России. Однако, этого не произошло. На фоне сократившихся прибылей, огромной проблемой стала выплата ранее взятых кредитов, на которые осуществлялась модернизация НПЗ и разработка новых месторождений. Золотой век российской, сырьевой экономики закончился.

В 2014 г. Россия попала под финансовые санкции и вообще потеряла источники финансирования, а в 2015 все олигархи-монополисты выстроились в очередь за получением денег из резервного фонда. Но не это главное.

Игорь Сечин

Главное состоит в том, что кроме сырой нефти за границу хлынул поток российского бензина и др. продуктов высокого передела. А как же иначе? Ведь, мировые цены на эти нефтепродукты не подвержены столь драматическим колебаниям, как сырая нефть. Теперь уже глава "Роснефти" Игорь Сечин в своем письме от 15.07.2015 к Президенту сетует на губительные, по его мнению, для российской нефтепереработки последствия действующего с 1 января 2015 года налогового маневра и просит Путина поддержать отрасль новыми льготами. Он констатирует резкое падение доходности в первом квартале 2015 года по ряду НПЗ.

В. Алекперов

По словам олигарха, если не ввести дополнительные льготы, Россия столкнется с дефицитом бензина на внутреннем рынке до 5 млн тонн в год к 2017 году при сохранении нынешнего уровня потребления. К таким последствиям может привести отсутствие инвестиций и, как следствие, полная остановка проектов модернизации НПЗ крупных нефтяных компаний либо их существенное затягивание.

Другой российский олигарх, глава компании "Лукойл" В. Алекперов согласен с прогнозом с одной лишь оговоркой, что дефицит с топливом наступит раньше, а именно в 2016 году.


Итак, в чем смысл «налогового маневра»?

В том, что экспортная пошлина на вывоз сырой нефти из РФ снижается с 59% до 30%, но повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – с 493 до 959 рублей за тонну. Тем самым правительство Медведева наносит удар производителям РФ. Этим стимулируется не переработка нефти внутри страны, а ее усиленный экспорт. Еще больше усиливается сырьевой характер экономики РФ, ее колониальность.

Увеличение НДПИ означает удорожание топлива на внутреннем рынке. Это по производительному сектору, транспорту, торговле, ЖКХ, по бюджетам всех уровней и по карманам граждан. Более того, такой «маневр» ведет к закрытию ряда мощностей по переработке нефти в РФ. Об этом предупреждали специалисты на специальном круглом столе в Торгово-промышленной палате РФ в декабре 2014 года.

Но, не будем сгущать краски. Возможно Путин одумается и поставит на место Правительство и Минфин - главных инициаторов налогового маневра. Дефицита топлива удастся избежать. Всё равно, у нефтяников остаются проблемы новых инвестиций и выплат по старым кредитам. Кроме того, сокращаются налоговые поступления. Где наше Государство будет брать средства для финансирования своих амбициозных проектов?

Ответ прост: - У нас! А это значит, что розничные цены на топливо будут расти опережающими темпами. Уже рассматриваются предложения по перенесению налоговой нагрузки с владельцев автотранспорта на АЗС. Минфин уверен, что при таком раскладе собираемость налогов повысится. Кроме того, налоговая нагрузка ляжет не на агропромышленный и строительный комплекс, а именно на частных владельцев авторанспортных средств. Ясно, что в случае принятия это предложения, цены на АЗС взлетят до небес.

Так что же делать?

Ответ очевиден. Если есть возможность, а она есть у владельцев загородной недвижимости, надо организовать свою личную АЗС и покупать бензин или дизельное топливо оптовыми партиями. Благо, это не так сложно и дорого, как кажется. Достаточно лишь емкости объемом более 1 тонны для хранения топлива и заправочный пистолет с насосом. И всё, личная АЗС готова. Теперь вы можете покупать топливо оптовыми партиями по оптовым ценам, не платя никаких минфиновских налогов. Чем не вариант?

Заправочный модуль для топлива





Топливная компания "Бисойл" - оптовые поставки дизтоплива и бензина по Москве и области.

БИСОЙЛ - контактный телефон +7 495 669-39-76



Доставка топлива по центру Столицы

Доставляем топливо в центр!

Новости отрасли:

Динамика потребительских цен на бензин и дизельное топливо (апрель 2018 г.) в %

Средние потребительские цены по России:
Бензин АИ92 - 38,54 руб.
Бензин АИ95 - 41,49 руб.
Бензин АИ98 - 46,83 руб.
Дизтопливо   - 41,53 руб.

Средние потребительские цены по Москве:
Бензин АИ92 - 38,99 руб.
Бензин АИ95 - 42,44 руб.
Бензин АИ98 - 48,18 руб.
Дизтопливо   - 40,72 руб.